История бобслея

Сегодня бобслей — это высокотехнологичный вид спорта, требующий от спортсменов серьезной  физической подготовки, мастерства управления болидом и командной работы. Однако история бобслея началась с простых саней, страсти к скорости и желанию соревноваться.


  • 1897
  • 1923
  • 1924
  • 1980
  • 1981
  • 1984
  • 1993
  • 2003

1897

Развлечение для богатых туристов

Мода кататься на санках с гор по-взрослому зародилась в 1860-х в Швейцарии. Первый бобслейный клуб основали в Санкт-Морице в 1897 году. Там же в 1903 году была открыта первая – и до сих пор единственная в мире – естественная трасса.

В начале XX века бобслеем увлеклась европейская аристократия, и он быстро стал популярен в Старом и Новом Свете.

1923

В 1923 году во Франции была создана FIBT – FédérationInternationale de Bobsleighet de Tobogganing. В 2015 она былапереименована в IBSF – International Bobsleigh and SkeletonFederation Международную Федерацию бобслея и скелетона.

Федерация бобслея России – член IBSF

1924

Дебют бобслея как олимпийского вида спорта состоялся уже в 1924 году – на I Зимних Играх в Шамони. Там прошли заезды экипажей из четырех человек. В 1932 году в Лейк-Плесиде в программу соревнований добавились состязания двоек.

Скелетон был признан олимпийским видом спорта еще в 1923 году. Но после V Зимних игр в Санкт-Морице 1948 он не включался в программы Игр – вплоть до 2002 года.

1980

В 1980 году, после зимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде, создается Федерация бобслея СССР. В том же году она становится членом FIBT.

1981

В 1981 году проходят первые всесоюзные соревнования по бобслею на санной трассе в Пермской области. В 1982 – строится первая специализированная бобслейная трасса в Башкирии.

1984

В 1984 году наша сборная успешно дебютирует на Олимпийских Играх в Сараево – советский экипаж берет бронзу в двойках. Четыре года спустя, в Калгари, мы уже берем золото в двойках и бронзу в четверках.

Федерация бобслея России – наследник Федерации бобслея СССР

1993

Федерация бобслея России создается в 1993.

2003

С 2003 года наши спортсмены остаются в числе лидеров мирового бобслея и скелетона, что подтверждено множеством побед на самом высоком уровне.

  • Факты о бобслее

Бобслей

Бобслей – это скоростной спуск по специальной ледовой трассе-желобу с виражами в двух- или четырехместных бобах. Протяженность трассы – 1200-1650 м. Скорость на прямых участках достигает свыше 130 км/ч.

Боб – это закрытые управляемые сани на четырех полозьях, напоминающих коньки. Вес – от 170 до 210 кг (для женщин – от 130 кг). Ширина полозьев и конструкция строго регламентированы.

Задача пилота и разгоняющих до старта – максимальнобыстро разогнать боб и запрыгнуть в него так, чтобы не потерять инерции. Для разгона им нужно пробежать 50 м по льду, толкая боб. Скорость на старте – около 40 км/ч..

Стальные шипы на подошвах бутс напоминают гребенку.

Задача пилота после старта – провести боб по оптимальной траектории. То есть, на максимальной скорости, но так, чтобы при этом не вылететь с трассы (перевернуться). Такие случаи, увы, имеют место.

Задача экипажа – перемещать вес тела так, чтобы центробежная сила в виражах увеличивала скорость. Во время заезда спортсмены испытывают на себе сильнейшие перегрузки.

Последний разгоняющий (брейкман) тормозит боб после финиша на специальном участке, идущем в гору. Подтормаживать на трассе запрещено.

Победители определяются по сумме времени двух или четырех – на Чемпионатах мира и Олимпийских играх – спусков.

Высший результат обычно отличается от второго лишь на сотые доли секунды

  • Факты о скелетоне

Скелетон

Скелетон – это разгон (25-40 м) и спуск (~1500 м) по той же трассе, что и для бобслея, только на открытых санях с неподвижными, жёстко фиксируемыми к рамеполозьями для одного человека. Изменять их траекторию можно лишь смещая вес тела вправо или влево, тормозить – носками специальных шиповок. Шлем с забралом предусматривает особую защиту для подбородка.

Спортсмен лежит на скелетоне лицом вниз, всего в нескольких сантиметрах ото льда, с прижатыми к телу руками, и несется вниз со скоростью – до 140 км/ч.

Первый скелетон сделали и опробовали в 1887 году в Швейцарии – в Санкт-Морице. Сейчас его делают из стекловолокна. Под тяжелой рамой находятся длинные коньки-полозья; на ней, по бокам – ручки-бортики, за которые держится спортсмен во время разгона и спуска.

Длина скелетона от 80 до 120 см, вес – до 45 кг. По бокам конструкции предусмотрены выступы-бамперы, которые защищают спортсмена от ударов о стены ледяного желоба.