Сегодня бобслей — это высокотехнологичный вид спорта, требующий от спортсменов серьезной физической подготовки, мастерства управления болидом и командной работы. Однако история бобслея началась с простых саней, страсти к скорости и желанию соревноваться.
- 1897
- 1923
- 1924
- 1980
- 1981
- 1984
- 1993
- 2003
1897
Развлечение для богатых туристов
Мода кататься на санках с гор по-взрослому зародилась в 1860-х в Швейцарии. Первый бобслейный клуб основали в Санкт-Морице в 1897 году. Там же в 1903 году была открыта первая – и до сих пор единственная в мире – естественная трасса.
В начале XX века бобслеем увлеклась европейская аристократия, и он быстро стал популярен в Старом и Новом Свете.
1923
В 1923 году во Франции была создана FIBT – FédérationInternationale de Bobsleighet de Tobogganing. В 2015 она былапереименована в IBSF – International Bobsleigh and SkeletonFederation Международную Федерацию бобслея и скелетона.
Федерация бобслея России – член IBSF
1924
Дебют бобслея как олимпийского вида спорта состоялся уже в 1924 году – на I Зимних Играх в Шамони. Там прошли заезды экипажей из четырех человек. В 1932 году в Лейк-Плесиде в программу соревнований добавились состязания двоек.
Скелетон был признан олимпийским видом спорта еще в 1923 году. Но после V Зимних игр в Санкт-Морице 1948 он не включался в программы Игр – вплоть до 2002 года.
1980
В 1980 году, после зимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде, создается Федерация бобслея СССР. В том же году она становится членом FIBT.
1981
В 1981 году проходят первые всесоюзные соревнования по бобслею на санной трассе в Пермской области. В 1982 – строится первая специализированная бобслейная трасса в Башкирии.
1984
В 1984 году наша сборная успешно дебютирует на Олимпийских Играх в Сараево – советский экипаж берет бронзу в двойках. Четыре года спустя, в Калгари, мы уже берем золото в двойках и бронзу в четверках.
Федерация бобслея России – наследник Федерации бобслея СССР
1993
Федерация бобслея России создается в 1993.
2003
С 2003 года наши спортсмены остаются в числе лидеров мирового бобслея и скелетона, что подтверждено множеством побед на самом высоком уровне.
- Факты о бобслее
Бобслей
Бобслей – это скоростной спуск по специальной ледовой трассе-желобу с виражами в двух- или четырехместных бобах. Протяженность трассы – 1200-1650 м. Скорость на прямых участках достигает свыше 130 км/ч.
Боб – это закрытые управляемые сани на четырех полозьях, напоминающих коньки. Вес – от 170 до 210 кг (для женщин – от 130 кг). Ширина полозьев и конструкция строго регламентированы.
Задача пилота и разгоняющих до старта – максимальнобыстро разогнать боб и запрыгнуть в него так, чтобы не потерять инерции. Для разгона им нужно пробежать 50 м по льду, толкая боб. Скорость на старте – около 40 км/ч..
Стальные шипы на подошвах бутс напоминают гребенку.
Задача пилота после старта – провести боб по оптимальной траектории. То есть, на максимальной скорости, но так, чтобы при этом не вылететь с трассы (перевернуться). Такие случаи, увы, имеют место.
Задача экипажа – перемещать вес тела так, чтобы центробежная сила в виражах увеличивала скорость. Во время заезда спортсмены испытывают на себе сильнейшие перегрузки.
Последний разгоняющий (брейкман) тормозит боб после финиша на специальном участке, идущем в гору. Подтормаживать на трассе запрещено.
Победители определяются по сумме времени двух или четырех – на Чемпионатах мира и Олимпийских играх – спусков.
Высший результат обычно отличается от второго лишь на сотые доли секунды
- Факты о скелетоне
Скелетон
Скелетон – это разгон (25-40 м) и спуск (~1500 м) по той же трассе, что и для бобслея, только на открытых санях с неподвижными, жёстко фиксируемыми к рамеполозьями для одного человека. Изменять их траекторию можно лишь смещая вес тела вправо или влево, тормозить – носками специальных шиповок. Шлем с забралом предусматривает особую защиту для подбородка.
Спортсмен лежит на скелетоне лицом вниз, всего в нескольких сантиметрах ото льда, с прижатыми к телу руками, и несется вниз со скоростью – до 140 км/ч.
Первый скелетон сделали и опробовали в 1887 году в Швейцарии – в Санкт-Морице. Сейчас его делают из стекловолокна. Под тяжелой рамой находятся длинные коньки-полозья; на ней, по бокам – ручки-бортики, за которые держится спортсмен во время разгона и спуска.
Длина скелетона от 80 до 120 см, вес – до 45 кг. По бокам конструкции предусмотрены выступы-бамперы, которые защищают спортсмена от ударов о стены ледяного желоба.