Новости

08.10.2013 Дмитрий Труненков: с нетерпением жду зимнюю Олимпиаду в Сочи

Российские бобслеисты прибыли на подмосковную базу в Парамоново, где в четверг определится состав команды на первые кубковые старты олимпийского сезона. Разгоняющие пройдут тестирования, по итогам которых будут сформированы как двойки, так и четверки. В преддверии отбора в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС серебряный призер чемпионата мира, разгоняющий Дмитрий Труненков рассказал, как прошла летняя подготовка и что ждет спортсменов в текущем соревновательном году, а также о своих ощущениях в преддверии домашних Олимпийских игр.

- Сбором в Парамоново подводится черта под летней работой – ведь команде предстоит отбор на этапы розыгрыша Кубка мира. Расскажите, какие ощущения после летней работы?

- На самом деле работа еще идет, продолжается, просто сейчас будем проходить этап отбора перед будущими стартами. Очень жду 5 октября, когда мы полетим в Сочи и начнем там работать на олимпийской трассе. Лед там уже готов, молодые экипажи вовсю катаются, пробуют новый лед. Нам тоже хочется начать поскорее.

- Чувствуете заряд энергии после лета?

- Конечно, чувствуется. Основной объем общефизической подготовки выполнен, впереди лед. Но все равно ОФП не забросим, будем дальше работать, развивать спринт. Но в Сочи больше времени будем уделять экспериментам с техникой на трассе. После мы отправимся в Канаду, где проведем заключительный трехнедельный сбор до первого этапа розыгрыша Кубка мира. Так начнется сезон. Хочется уже, чтобы Олимпиада поскорее наступила.

- Правда?

Да /смеется/, жду с нетерпением! Олимпиаду ждешь четыре года, и всегда хочется, чтобы этот момент наступил поскорее.

О КУБКЕ МИРА

- Вы будете стараться попасть в состав команды как в двойках, так и в четверках, верно?

- Да, я готовился к двум дисциплинам, думаю, сил мне хватит выступать в обеих. В чем отличие между разгоняющим в двухместном и четырехместном экипаже? Работа в двойке не требует столь кропотливой подготовки, как в четверке. Здесь нужна физическая сила, скоростные данные, ты их и показываешь. Четверка более зрелищный, сложный элемент. Там важнейшую роль играют взаимоотношения в команде. Должно быть четкое понимание задач, например, кто где запрыгивает. Каждый член экипажа должен чувствовать друг друга, просто так не получится встать вчетвером, побежать и показать результат. Формирование новой четверки не проходит легко для экипажа. Даже если всего один человек выпадает, это как звено цепи - сразу многое теряется.

- На первых кубковых стартах важно во что бы то ни стало побеждать или пока стоит приберечь силы?

- Мы как-то не думаем о победах. Считаю, что силы надо приберечь, сильно не выхолащиваться. Но как получится. Все, что сумеем выиграть, будет хорошо, но в целом такой задачи не ставим. Главный тренер ближе к старту обозначит цели. По идее, надо стараться держаться в шестерке лучших экипажей - думаю, это будет хорошей тактикой.

- Этапы розыгрыша Кубка мира имеют широкую географию – насколько вам тяжело переносить перелеты?

- Тяжело только за океан - большая разница во времени, по 7-12 часов. Первую неделю непросто, особенно когда просыпаешься глубокой ночью и ходишь как лунатик до утра. Потом привыкаешь. А по Европе переезды не тяжелые - со временем втягиваешься. Поэтому в Канаду перед первыми кубковыми этапами поедем заранее - надо пройти акклиматизацию.

- А ощущается ли какой-то накал вокруг олимпийской темы?

- Были два дня, в которые давал интервью, тогда довольно сильно ощутил /смеется/!. Конечно, чем ближе, тем больше ажиотаж. Внутри команды тоже бывает говорим, но особого акцента не делаем, просто выполняем свою работу. Каждый знает, что впереди Олимпиада, все тренируются с особой отдачей и чувствами.

- Кроме ближайшего сбора в Сочи еще удастся потренироваться на олимпийской трассе?

- Да, мы еще будем там, но пока точно не знаю, когда именно.

ГДЕ УЗНАТЬ СЕКРЕТЫ СОПЕРНИКОВ? В ПРЕССЕ И СОЦСЕТЯХ!

- Соперники тоже наверняка прибавили за лето…

- Не просто наверняка, я об этом точно знаю. Иностранцы тоже не дремлют, так же, как и мы, работают для того, чтобы хорошо выступить на Олимпийских играх. Мы понемногу следим за их тренировочным процессом - они очень много видео выкладывают в социальных сетях, дают интервью. Мы все это читаем, отслеживаем. Тренеры наши иностранные говорят, что не стоит расслабляться - соперники тоже готовятся.

- И вы сами тоже просматриваете?

- Конечно. Со многими ребятами лично общаюсь, дружу. Они любят выкладывать, хвастаться своими достижениями. Поэтому  невольно получается что становишься свидетелем.

- Но вы, конечно, секретов не раскрываете?

- Конечно, мы стараемся все держать в секрете /улыбается/.

ФОРМУЛА-1 НА ЛЬДУ

- "Гонка вооружений" есть и в бобслее?

- Да, конечно. Каждый год появляются новые машины, какие-то доработки. Так происходит в каждой команде. Вид спорта технический, поэтому от техники многое зависит.

- А вы лично принимаете участие в модернизации бобов?

- Мы интересуемся, но сами не принимаем участия, в основном это делают механики. Они, бывает, советуются с главным тренером, пилотами. Мы больше как помощники. Новые машины, кстати, уже готовы, я их видел. Но не пробовали - в Сочи нам это предстоит.

- Все мы помним досадную поломку на Олимпиаде-2010 в Ванкувере. Насколько часто бывает, что инвентарь ломается?

- Это техника, это как в автогонках. Никто не застрахован - это машины, и они ломаются. Недаром бобслей называют зимней "Формулой-1". Но гонщиком себя не ощущаю – наверное, это больше свойственно рулевому. Мы, скорее, ощущаем себя мотором, когда разгоняем боб /смеется/.

СЧАСТЬЕ ТРЕНИРОВАТЬСЯ ДОМА

- Как вам сочинская трасса?

- Хорошая, максимально безопасная. После трагического случая на трассе в Ванкувере на этот момент обратили особое внимание, ведь до этого планировалось, что сочинская трасса будет более скоростной, чем ванкуверская. Обычно людям нравятся трассы, на которых они выигрывают, у всех свои критерии оценки. Мне олимпийская трасса нравится, потому что она наша, родная. Там мы тренируемся. И после Игр у нас там будет база подготовки. Это очень здорово, что мы сможем готовиться в нашей стране.

- Вам действительно нравится готовиться в России?

- Конечно, у себя готовиться приятнее. Во-первых, с финансовой точки зрения. Потому что ехать за границу - это лишние затраты. Надо вывозить машины, большую команду специалистов. А так - здесь своя база, там не только трасса, но и дорожка для тренировки спринта, и тренажерный зал. Планируется еще строительство ледовой эстакады. Не надо никуда перемещаться, все в одном месте. Это очень удобно.

БОБСЛЕЙ ИЗНУТРИ

- За летний период обычно успеваете соскучиться по выступлениям?

- Обычно к сентябрю-октябрю понимаем, что уже охота тренироваться на трассе, выступать. Работа к этому моменту проделана большая. Новый сезон начинается с чистого листа, и на первом этапе розыгрыша Кубка мира ты не знаешь, чего ждать от себя, от соперников. Этот момент всегда очень ответственный и волнительный.

- Оцените, насколько важны личные взаимоотношения внутри экипажа?

- Считаю, что они везде важны, в любом командном виде спорта. Должна быть хорошая, здоровая обстановка в коллективе. Потому что если с кем-то не разговаривает, конечно, это отражается на результате. У нас отличная обстановка - дружелюбная, рабочая. Все осознают, что впереди Олимпиада, надо тренироваться, готовиться, нет времени на склоки.

- Что происходит внутри боба во время соревнований? Общаетесь?

- Нет /смеется/! На тренировке можем крикнуть друг другу что-то. Но обычно такого не бывает. Сидишь спокойно, расслабленно, не мешаешь пилоту управлять: любое движение сказывается на управлении машины, можно просто перевернуться. Поэтому спокойно ждешь финиша.

- Получается, роль разгоняющего после посадки заканчивается?

- Не совсем. Скорее, она заключается в том, чтобы не мешать. А во время сложных виражей бывает, что пилот просит переложиться в какую-то сторону, мы чувствуем, где находимся в данный момент на трассе, в преддверии виража перекладываемся. Это очень важно.

- То есть все-таки пилот дает какие-то указания?

- Да, но не всегда. Бывают какие-то сложные трассы или проблемные участки, где пилот подсказывает.

- А не было желания попробовать себя в роли пилота?

- Желание было, я и пробовал. Но после нескольких заездов понял, что это не мое. Во-первых, это требует большого времени, надо быть терпеливым и усидчивым. Это не дело двух месяцев, даже не года - несколько лет надо идти к этому, чтобы все начало получаться. Решил, что лучше буду разгонять, чем пилотировать.

НАСТОЯЩЕМУ БОБСЛЕИСТУ

- В бобслей вы попали случайно. Можете сказать, что до сих пор вы испытываете те же эмоции, что и в те первые дни, когда только начинали свой путь в этом виде спорта?

- Конечно /улыбается/! Считаю, что с каждым годом моя любовь к бобслею становится все больше и больше. Просто понимаешь, что время идет, и спустя сколько-то со спортом придется расстаться - просто физически не сможешь выступать. Кроме того, в бобслее столько друзей, знакомых… Горько будет.

- А чем бы хотели заняться по окончании карьеры спортсмена?

- Идей много разных, но пока не хочу об этом говорить. Возможно, это будет связано со спортом, но точно не тренерская деятельность. Для себя решил тренером точно не буду. Не смогу. Все то же – эта работа упирается в терпение, усидчивость.

- А у вас взрывной характер.

- Когда как /смеется/. Знаний много, но их надо уметь передавать, Может быть, я бы и смог быть тренером, но пока - нет. Консультантом? Возможно. Думаю, без работы не останусь. trastik.com

- Если для тренера, как вы сказали, нужно терпение, усидчивость, то какие качества важны для бобслеиста?

- Ты должен быть сильным, быстрым - это самое главное. Для пилота важно терпение… Пилотировать нашу машину - все-таки это талант. Если ты умеешь управлять автомобилем, это не значит, что сядешь в боб и проедешь хорошо. Также и разгоняющие тоже должны быть талантливы. Здесь много всего: и координация, и скорость, и чувство баланса. Но научиться можно всему. Много надо работать.

- Погода сильно влияет на прохождение трассы?

- Очень сильно – например, на скольжение коньков. Теперь эстакады стали закрытыми, а раньше могло замести колею на старте, что тоже ухудшало сколь. Иногда снег, песок могут попасть на трассу.

- От чего в спорте получаете наибольшее удовольствие?

- От всего, но больше всего именно от соревновательного процесса. Во время выступления следим за соперниками. Это самое волнительное, когда ты финишировал и ждешь, какой результат покажут другие экипажи. Мы всегда смотрим, даже если выступили намного хуже, все равно остаемся, дожидаемся, когда все проедут. Это самое интересное - как выступают соперники.

СТРАШНО ТОЛЬКО В ПЕРВЫЙ РАЗ

- Со стороны кажется, что мчаться в бобе с такой скоростью по крутым виражам – это страшно. Испытывали ли вы когда-нибудь страх?

- Было такое, когда делал первый заезд. Стоишь и не знаешь, чего ждать. Еще было чувство страха до того, как в первый раз упал. Тогда не знал как себя вести. Все, больше страха как такового не было. Тогда вообще не понял, что упал - проскреб немного головой о лед, и мы остановились. Для меня это не повод прекращения выступлений, хотя кто-то очень боится падать.

- А перед новыми трассами - наоборот?

- Да, бывает, приезжаешь на какую-то новую трассу – сразу в кровь выбрасывается адреналин. Но это все проходит буквально после первого заезда. Привычка? Да. И, наверное, опыт. Волнение? Оно есть, но только в процессе подготовки к старту. Когда ты одет, выходишь на старт, оно исчезает. Не должно его быть. Борюсь с ним, говорю себе какие-то слова, успокаиваю себя. Это уже выработано до автоматизма. Когда на старте дают отсчет времени - этого страха уже нет.

- Канадский специалист Пьер Людерс возглавил команду перед началом сезона 2012/2013 – в целом, не так давно. Есть ли что-то, чего вы не знали до его прихода?

- Главная ошибка, которую мы совершали раньше и на которую он нам указал – это то, что не обращали внимания на выходную скорость. Это одна из главных вещей, которую он внес в команду. Людерс полностью изменил наше представление о разгоне. К тому же, он как титулованный пилот многое подсказал нашим ребятам, выступающим на  этой позиции. Плюс в вопросах техники тоже передал свой опыт, нередко консультируется с механиками, говорит, что исправить в машинах. Его приход в команду – это однозначно плюс, и все об этом говорили уже не раз.

ОЛИМПИАДА

- Какое значение в вашей жизни имеет сочинская Олимпиада?

- Наверное, это главный старт в моей карьере. То, к чему стремился всю жизнь. Во-первых, потому что она домашняя. Нашему поколению спортсменов очень повезло, что именно в период наших выступлений в России пройдут Игры.

- Знаю, что вы охотно следите за другими видами спорта. На Олимпиаде тоже будете болеть за наших ребят?

- Бобслеисты закрывают программу Игр, поэтому после своих выступлений ни на что посмотреть уже не успеем. До своих соревнований обязательно буду смотреть по телевизору, но на арены  точно не пойду. А потом хотелось бы, чтобы все российские спортсмены, кто уже будет свободен, пришли посмотреть на наши заключительные заезды.

- Какие задачи ставите перед собой на оставшийся подготовительный период?

- Думаю, как и каждый спортсмен – сохранить физическую форму, которую набрал за лето, и приумножить ее - стать сильнее, быстрее. И главное - выйти на пик кондиций в самый важный старт.

- После какого итога в Сочи вы сможете себе сказать, что вы довольны своим выступлением?

- Хотелось бы, чтобы та работа, которая была проделана за весь четырехлетний цикл, была сделана не зря и дала свои плоды.

ВОКРУГ БОБСЛЕЯ

- Насколько много времени удается уделить семье в непростом графике спортсмена?

- Когда я дома, в Красноярске, семья находится со мной каждую тренировку, дочка где-то неподалеку бегает, играет, замки строит из песка. Когда дома, все свободное время ей и жене уделяю. Когда уезжаю - только созваниваемся. Но со мной пока не ездят - раньше жена всюду сопровождала, но пока ребенок маленький. Поэтому, кстати, и предпочитаю в Красноярске готовится. Но всегда смотрят по телевизору. В олимпийский год, конечно, получается больше времени спорту уделять – наверное, он сейчас занимает процентов 70.

РАЗГОВОРЫ О ТЕХНИКЕ – ПОД ЗАПРЕТОМ

- Чем отвлекаетесь от бобслея, занимаетесь в свободное время?

- Читать люблю, фильмы смотрю. Времени свободного особо нет. Дома - с семьей. На соревнованиях в гараже время проводишь или разговариваешь с коллегами. Часто с ребятами из других команд общаемся, мы же постоянно вместе. Иностранцев сильно интересует, как мы, россияне, живем, наш быт. У них до сих пор представление о том, что у нас по улицам медведи ходят /смеется/.

- Может быть, они так потихоньку наши секреты выпытывают?

- Конечно. И об этом говорим, но секретов никогда никто не выдает. В общих чертах рассказываем, как кто готовится. Бывает, спрашиваем друг у друга что-то, делимся опытом. Но в основном это касается физических упражнений. Технику вообще не обсуждаем - эта тема под запретом. Понятно, что никто ничего не скажет. Каждый понимает, что это запретная тема. Как коньки приготовил, на каком комплекте поедешь – кто же будет делиться такой информацией…

- А друзей много? Они из мира спорта или нет?

- Лучших друзей мало. Хороших приятелей много - и в спорте, и в жизни. Конечно, все они болеют, переживают, звонят. Поддерживают очень. Надеюсь, и в Сочи приедет много наших болельщиков. И, конечно, верю в то, что родные стены помогают.

Елена Соболь

Источник: ИТАР-ТАСС