Новости

04.10.2011 Хитрости скелетона

Не секрет, что существуют виды спорта, где от мастерства атлета зависит далеко не всё. Самый простой пример - автогонки. Каким бы асом ни был пилот, но если он должным образом не подготовит машину к соревнованиям, вряд ли добьётся серьёзных результатов. Такая же ситуация и в зимних дисциплинах, в частности в скелетоне, где огромную роль играет главное орудие спортсмена - сани.

Их прародителем считается тобогган, бесполозные деревянные сани, которые были распространены среди канадских индейцев. Эта нехитрая конструкция представляла собой несколько скреплённых досок с загнутым передком. В начале двадцатого века соревнования проводились на усовершенствованном тобоггане. Ещё через пару десятилетий появилась даже международная федерация, которая, правда, включала в себя и бобслей. Но со временем турниры по тобоггану прекратились. Первые же сани-скелетон, которые немногим отличались от нынешних, были изобретены в 1882 году в швейцарском городке Санкт-Мориц.

Современный скелетон изготовлен из стекловолокна и стали, снизу к нему крепятся коньки, а сверху ручки. Роль последних в некоторых моделях играют стороны специального корпуса, он подгоняется под телосложение конкретного спортсмена. Расположенные впереди и сзади скелетона бамперы играют роль глушителей и защищают спортсмена от ударов о стену ледового жёлоба. Размеры саней бывают от 80 до 120 сантиметров длиной и от 34 до 38 шириной (расстояние между полозьями). Вес скелетона не может оказаться меньше 31,75 и более 52,16 килограмма. По существующим правилам масса саней со спортсменом не должна превышать 115 килограммов у мужчин и 92 у женщин. В противном случае атлета ждёт дисквалификация: сани всех медалистов обязательно проверяются сразу же после финиша.

Российские спортсмены заказывали скелетоны в Латвии, где ими занимался отец небезызвестных братьев Дукурсов. К слову, раньше они продавали сани за четыре тысячи евро, но после того как Мартин победил на прошедшем чемпионате мира, цена возросла ещё на тысячу. Сани можно приобретать и в Англии у не менее знаменитых братьев Бромли, но их расценки ещё выше. Ярчайшая звезда российского скелетона красноярец Александр Третьяков сам собирает снаряд.

- Сейчас я уже не заказываю сани у Дукурсов, они больше стали работать на западного потребителя, - рассказывает бронзовый призёр Олимпийских игр Александр Третьяков. - В этом межсезонье я сам их практически собрал. Большинство деталей заказал в Красноярске. Начать собственное производство? Нет, на это уйдёт слишком много личного времени. У Бромли же санями занимается брат, у Дукурсов отец. Получается, что я стану меньше уделять внимания тренировкам. А подобного допустить никак нельзя.

Дукурсы, по признанию Третьякова, продавали простые сани, без лишних усовершенствований. Оно и понятно: зачем помогать прямым конкурентам? В любом случае каждый скелетонист после покупки снаряда всё равно подгоняет его под себя, всячески модернизирует, но, разумеется, в рамках правил.

- Во-первых, нужно привести в порядок вес, - делится Александр Третьяков. - Сделать его близким к 115 килограммам. Я, например, вешу 75 килограммов, а сани 30. Значит, необходимо добавить ещё 10 в виде дополнительного груза. Раньше у меня были некоторые проблемы с набором массы, сейчас же появились успехи в этом направлении. Собственный вес приближается к 80 килограммам - потихоньку расту. И это хорошо: придётся использовать меньше балласта. Но его нельзя просто так прикрепить и поехать, нужно равномерно распределить вес, найти баланс. Центр тяжести никуда не должен смещаться. Потом я загибаю ручки, перевариваю их, чтобы было удобнее держаться, чтобы талию фиксировало, не болтало.

Помимо этого, признаёт Третьяков, у каждого спортсмена есть ещё масса дополнительных секретов: где-то что-то подпилить, подточить, приварить.

- Главная задача перед соревнованиями - определиться с коньками, - продолжает красноярец. - Выбор в основном зависит от погодных условий, от структуры льда. На тренировках мы в первом заезде ставим одну пару, во втором - другую. Затем смотришь, как проехал: оцениваешь, сравниваешь скорость, отсечки.

Лишь от хозяина саней зависит, сколько они прослужат. Случается, что спортсмен и на первых стартах в начальном заезде убивает свой скелетон. Профессионалы же могут эксплуатировать одни и те же сани года три. В этом виде спорта, кстати, бывает так, что даже великолепная готовность спортсмена и его саней не приводит к успеху. За лёд, к сожалению, отвечают не всегда беспристрастные люди.

- Организаторы соревнований частенько грешат этим, - делится Александр. - Например, когда бывает тепло, они перед заездами своих спортсменов отключают морозилки: трасса становится мокрой, по такому льду можно ездить гораздо быстрее. Потом, когда отъездят свои, морозилки включают на полную мощность, и вода превращается в иней. А значит, остальные спортсмены будут вязнуть в этом месиве, останавливаться. А не дай бог, если пойдёт снег - у организаторов тогда появляется миллион вариантов: кому-то прочистили трассу, а кому-то, наоборот, кучку нагребли...

Источник: Городские новости