Управлять бобом - это почти то же самое, что ехать по заледеневшей дороге, где между колесами и поверхностью почти нет трения, а при любом неожиданном движении или, например, нажатии на тормоз можно потерять контроль.

Представьте, что ваша машина открыта сверху и сзади, как боб, а ледяная трасса тянется больше километра. И это не прямая и ровная дорога - по большей части она идет под гору и состоит из множества сложных виражей. Одно неверное движение - и боб может перевернуться. Вот что значит сидеть в бобе.

Как и в случае с футболом, который в Америке называется «soccer», американцы - одни из немногих, кто называет этот спорт «bobsled». Большая часть стран говорит «bobsleigh». Но независимо от названия бобслей - это высокоскоростной вид спорта, основанный на точном соотношении мастерства и физики.

Для проведения соревнований по бобслею необходимы три вещи: экипаж, боб и трасса. Экипаж состоит из двух либо четырех спортсменов, которые управляют бобом, тормозят его и прибавляют саням вес. Каждый боб имеет аэродинамическую конструкцию и гладкие полозья, чтобы ехать как можно быстрее. Трасса обычно сделана из бетона и покрыта слоем льда. Спускаясь по трассе, боб развивает скорость ок. 80 миль в час (130 км/ч). Случается, что бобы переворачиваются.

Нетрудно догадаться, что спортсмен-бобслеист должен быть отважным и обладать хорошим чувством равновесия. Но, чтобы съехать на бобе вниз, требуется больше, чем просто координация движений и самообладание. Бобы весят больше сотни килограммов. Пилот и разгоняющий-брейкман (а также экипаж или разгоняющие в бобах-четверках) должны привести боб в движение. Их задача - пробежать как можно быстрее и запрыгнуть в боб до начала первого виража. Во время заезда спортсмены испытывают на себе сильнейшие перегрузки.

По этим причинам у большинства бобслеистов есть опыт в других требующих выносливости видах спорта, например, в регби или в легкой атлетике. Во время тренировочных заездов спортсмены должны показать свое мастерство в беге на короткие дистанции, прыжках, торможении и поднятии веса. Тренировка не ограничивается одним лишь съездом в бобе вниз по замерзшей трассе. Это еще и бег, и прыжки, и силовые упражнения. Разгоняющие занимаются тяжелой атлетикой особенно интенсивно, потому что на них ложится большая часть нагрузки по разгону боба.

Практически все, что связано с бобслеем, очень дорого. Расходы на конструирование и тестирование боба могут доходить до 100 000 €, а строительство новой трассы стоит миллионы. Перевозка экипажей - это еще одна статья расходов.

Без сцепления со льдом экипаж не сможет привести боб в движение. Поэтому все члены экипажа, чтобы улучшить сцепление, носят на старте ботинки с шипами. Шиповка напоминает щетку: шипы не более 1 мм длиной и не более 4 мм шириной, расстояние между ними составляет не более 3 мм. Бобслеисты надевают облегающие аэродинамические костюмы, которые сокращают сопротивление воздуха при спуске. Все члены экипажа должны носить защитный шлем, как правило, с забралом или защитными очками. Большинство пилотов носят перчатки, но некоторые их не одевают, чтобы достичь лучшего контакта с кольцами управления.

Бобслейная гонка начинается в зоне старта. Это прямой отрезок, достаточно широкий для того, чтобы бобслеисты могли толкать боб. Задача спортсменов - бежать как можно быстрее, поскольку эти толчки и сила тяжести являются для боба единственным источником скорости в течение всей гонки. Во время старта нагрузку создает любой добавленный экипажем для достижения максимального веса балласт. Даже если присутствует немного трения, более тяжелый боб трудней толкать.

Старт длится около шести секунд. Хороший старт имеет решающее значение: отрыв в 0,1 секунды на этом этапе может привести к отрыву в 0,3 секунды в конце гонки. Стартовав, бобслеисты запрыгивают в боб и сгибаются, чтобы достичь лучшей аэродинамики. Как правило, первым в боб запрыгивает пилот, а последним - задний разгоняющий (брейкман). Пилот и члены экипажа (в бобе-четверке) убирают складные ручки.

На этом этапе гонка в основном зависит от пилота и от силы притяжения. При помощи точных движений пилот ведет боб вниз по трассе. При необходимости члены экипажа смещают на поворотах свой вес. Задача пилота - найти линию, т.е. идеальную дорогу вниз по трассе.

Победа в соревнованиях по бобслею начинается задолго до зоны старта - она начинается с конструкции быстрого и мощного боба. Хороший боб использует для ускорения физические силы и уменьшает действие сил, замедляющих движение.

Ускорение вследствие силы тяжести - одно и то же для всех участвующих в заезде бобов. Это постоянная физическая величина, равная 9,8 м²/с. Тяга, трение и инерция, с другой стороны, меняются в зависимости от конструкции боба и могут повлиять на фактическую величину его ускорения. Каким бы сильным, быстрым и опытным ни был экипаж, он не сможет компенсировать следующие неучтенные в конструкции боба факторы:

  • Сопротивление воздуха: обтекающий воздух создает тягу, которая замедляет движение боба. При помощи воздушных каналов и компьютерной симуляции можно построить боб с максимальной аэродинамикой, снизив сопротивление воздуха и добившись, чтобы боб ехал быстрее.
  • Трение: Между гладким металлом и льдом возникает значительное трение, но для того, чтобы замедлить скорость боба, хватило бы и небольшого трения. По этой причине на быстрые бобы надеваются хорошо отшлифованные коньки, которые должны быть как можно тоньше и в то же время соответствовать требованиям FIBT. Коньки каждого последующего боба царапают и прорезают лед, так что экипажам, которые выступают позже, приходится преодолевать большее трение.
  • Инерция: Инерция предмета - это его масса, помноженная на скорость. Чем тяжелее предмет и чем быстрее он движется, тем больше у него инерции. А чем больше инерция - тем сложнее его остановить. То есть бобам с большей инерцией легче преодолеть действие тяги и трения. Соответственно, у экипажа с хорошим стартом и бобом с массой, приближенной к максимальной, есть преимущество на всех этапах гонки.

Чтобы выиграть соревнования, экипаж с быстрым бобом должен обеспечить хороший старт, который задаст и скорость, и инерцию. В распоряжении экипажа - примерно 50 м, чтобы привести боб в движение и достичь скорости около 40 км/ч.

Привести боб в движение сложнее, чем продолжить движение, т.к. статическое трение (трение между неподвижным предметом и поверхностью, на которой он находится) - больше, чем трение скольжения. Во время управления бобом пилот использует каждую благоприятную возможность, поэтому часто он начинает толкать боб только после того, как тот приходит в движение, чтобы сэкономить силы.

Для проведения соревнований по бобслею необходимы три вещи: экипаж, боб и трасса. Экипаж состоит из двух либо четырех спортсменов, которые управляют бобом, тормозят его и прибавляют саням вес. Каждый боб имеет аэродинамическую конструкцию и гладкие полозья, чтобы ехать как можно быстрее. Трасса обычно сделана из бетона и покрыта слоем льда. Спускаясь по трассе, боб развивает скорость ок. 80 миль в час (130 км/ч). Случается, что бобы переворачиваются.

После старта в ход идут сила тяжести и инерция, которые ускоряют боб при его движении вниз. Задача пилота - выбрать оптимальную траекторию. Если проехать по виражу слишком высоко, то общее расстояние, которое должен пройти боб, увеличится, и на прохождение трассы потребуется больше времени. Если проехать слишком низко, то не удастся использовать центробежную силу, благодаря которой боб остается в движении при прохождении виражей.

В конечном итоге, все эти физические силы и действия спортсменов ведут к очень небольшому отставанию в результатах. Часто победители оказываются лишь на несколько сотых секунды быстрее экипажа, занявшего второе место.


Контакты

Адрес:
119992, г. Москва, Лужнецкая наб., 8, ком. 236 (ст.м. Воробьевы горы)

Тел./факс: +7 (495) 725-46-78

E-mail: info@rusbob.ru

Обратная связь

Пресс-служба:

E-mail: press@rusbob.ru

Аккредитация сми

При поддержке